Больной вопрос
К сожалению, у каждого человека рано или поздно возникают проблемы со здоровьем, что вынуждает к обращению в медицинские учреждения. И в тот момент, как только это происходит, мы становимся потребителями медицинских услуг, а значит, и здесь наши интересы гарантирует Закон «О защите прав потребителей».
Существуют специальные органы, следящие за правомерными действиями медицинских работников, но далеко не всякий пациент знает о своих правах и куда можно обратиться, столкнувшись с произволом или обманом там, где он надеялся получить помощь.
Нарушениями, несущими за собой ущерб здоровью или угрозу жизни заболевшего, считаются:
- неправильно заполненная медицинская карта;
- применение лечения без получения информированного согласия пациента;
- нарушение врачебного этикета;
- искаженная информация о заболевании;
- заниженная степень опасности;
- лечение некачественными препаратами;
- неверно назначенный режим и непредоставление необходимых условий для лечения;
- злоупотребление профессиональными полномочиями;
- отказ без приведенных оснований от оказания квалифицированной помощи, под чем понимается отказ в госпитализации при наличии свободных мест, отказ от перевода в соответствующее отделение после постановки диагноза, отказ от оказания первой помощи при производственных, бытовых и экстремальных (в связи с природными катаклизмами, при аварии на дороге и т.д.) травмах.
На практике очень трудно различать: имела ли место халатность медика, или произошла да, тяжелая, да, приведшая к необратимым последствиям, но все же – ошибка врача в случае его недостаточного профессионализма в экстренных обстоятельствах, отсутствием необходимых медикаментов и еще многих стечений обстоятельств, неприятных, но все же не зависящих от медицинского работника, оказавшего помощь.
Любой человек достигший 18 лет и способный передвигаться без посторонней помощи имеет право самостоятельно обратиться в соответствующие инстанции, где ему объяснят все его права и подскажут, что делать дальше. В остальных случаях этим должны заниматься опекуны недееспособного пациента или ребенка.
Где же искать защиту прав пациенту, если он понял, что бесконфликтное решение проблемы невозможно?
Чтобы доказать в суде нарушение прав, одной вашей убежденности в собственной правоте недостаточно. Следует собрать доказательства и заручится мнениями уполномоченных ведомств. Итак, вариантов несколько, и их можно комбинировать.
Пациент вправе обратиться за помощью в Росздравнадзор. В компетенции этой организации полный контроль над качеством и ценой лекарственных препаратов, а также контроль за качеством и ценой медицинских услуг, требующих оплаты. Кроме того, можно подать письменную жалобу в министерство здравоохранения, которая будет рассмотрена в течение трех дней. Не лишним будет обратиться и в прокуратуру по месту расположения медицинского учреждения. Консультацию экспертов, следящих за правами застрахованных граждан, можно получить в фонде медицинского страхования, а в любом спорном вопросе, требующем оплаты операции или платных процедур логичней всего позвонить в организацию, выдавшую медицинский полис, где пациенту грамотно объяснят на какие виды услуг он может рассчитывать по предоставленному полису.
Как только у вас на руках окажется авторитетное подтверждение, что ваши права пациента были нарушены, смело обращайтесь в суд, ссылаясь на нормы Закона «О защите прав потребителей». И никогда не забывайте о том, что здоровье пациента – в первую очередь его собственная забота. Не стоит попусту жаловаться соседям или родственникам на произвол и коррупцию, не стоит продолжать молча платить по бесконечным счетам за лечение — просто надо знать свои права и незамедлительно обращаться за их защитой в инстанции, специально для этого созданные.