Болезнь нужно лечить комплексно

В последнее время в СМИ идут горячие споры о возможных вариантах наказания водителей, находящихся за рулем в нетрезвом виде. Мы попросили Главу муниципального образования Сенной округ Н.В. Астахову поделиться своим мнением о данной проблеме.

– Наталия Владимировна, согласны ли Вы с мерами ужесточения наказания нетрезвых водителей, по вине которых происходят ДТП?

– Когда рассуждают о проблеме пьянства за рулем, чаще всего обсуждения сводятся к теме ужесточения наказания и вопросу: допускать ли у водителей какое-то количество промилле алкоголя в крови или нет. По российским законам на сегодняшний день допустимым считается 0 промилле. На мой взгляд, подобная мера в наших условиях лишь усложнит взаимоотношения водителей и сотрудников дорожно-постовой службы. Ведь известно, что алкотестеры могут давать погрешность в пределах 0,10–0,15 промилле; кроме того, примерно такое же количество алкоголя обнаружится в крови человека, если он поел виноград, выпил кефир или квас. Столь жесткая норма в 0 промилле – прекрасный способ обвинить абсолютно трезвого водителя в пьянстве! Поэтому я считаю, что в России правильно было бы установить планку 0,2 промилле (как примерно и было несколько лет назад – 0,3 промилле). И только тогда ужесточать наказания за ведение транспортного средства в нетрезвом виде. При этом нельзя забывать, что эта мера не должна быть единственной, направленной на наведение порядка на дорогах, поскольку такая проблема может быть решена только комплексно.

– Как в других странах определяют допустимую норму алкоголя в крови? Есть ли интересный опыт для России в решении этого вопроса?

– В разных странах он решается по-разному, но в абсолютном большинстве государств наказания за превышение нормы алкоголя в крови самые суровые.

Так, например, в Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Турции допустимая норма алкоголя в крови – 0, как и в России. А в среднем по Европе не превышает 0,5 промилле (от 0,2 до 0,8). В США для лиц старше 21 года эта норма равна 0,8, а у тех, кто моложе указанного возраста, – 0.

Во Франции водитель в нетрезвом виде рискует заплатить штраф в 4500 евро. Также возможно лишение прав на три года или заключение в тюрьму до двух лет.

В США законы в отношении пьяных водителей весьма суровы. К примеру, в штате Техас водителю, у которого обнаружен в крови алкоголь, превышающий норму (в Техасе 0,6 промилле), грозит наказание до трех месяцев тюрьмы, в зависимости от степени вины есть и такие формы ответственности, как штраф до 2000 долларов и лишение водительских прав до одного года. Если же водитель был задержан в нетрезвом виде во второй или в третий раз, то наказание может предусматривать тюремный срок до двух лет, штраф до 10 000 долларов, лишение водительских прав до двух лет.

К тому же в США наказанию подвергаются не только те водители, в крови которых обнаружен алкоголь, но и те, кто отказался пройти тест на обнаружение алкоголя. Такой водитель может быть задержан и лишен водительских прав на срок от 180 дней до двух лет (в том случае, если отказался пройти тест, будучи задержанным второй или третий раз).

– Может, стоит присмотреться к положительному опыту в других странах, чтобы решить проблему внутри своей страны?

– Интересный опыт получил распространение в США: в некоторых штатах водители, уличенные в пьянстве повторно, обязаны были устанавливать в своих машинах специальные приборы – алкозамки.

По данным статистики, эта мера значительно помогла в борьбе с пьяными водителями и уменьшила число происшествий по их вине. И именно потому, что такая мера оказалась действенной, ее сделали законом; теперь каждый, кого поймали вторично, обязан установить в своей машине алкозамок. Думаю, что и в России подобная мера могла бы помочь.

В Швеции, например, 10 лет работает программа по оснащению транспортных средств алкозамками, и это приводит к положительным результатам – количество ДТП с участием нетрезвых водителей сокращается год от года.

– Что же тогда нам делать? В чем главный корень зла и как от него избавиться?

– В целом, ведение автомобиля в нетрезвом виде – очень серьезная, но не единственная из проблем, с которыми сталкивается общество, когда речь идет о поведении на дорогах.

С моей точки зрения, необходимо изменение и усовершенствование форм и методов контроля за соблюдением водителями (и, кстати, пешеходами тоже) правил дорожного движения. Одними карательными мерами тут не обойдешься. Кроме того, не секрет, что у нас вообще культура вождения очень далека от идеала. Как, впрочем, и общая культура. С нее-то, наверное, и надо начинать. Ну и, конечно, необходимо что-то решать с законодательством. Не только с теми или иными установленными правилами, но и с самим отношением людей к закону. Перед законом должны быть равны все без исключения, несмотря на звания и регалии. Закон должен работать, а не применяться избирательно. Необходимо, чтобы наказание для каждого, в соответствии с допущенным нарушением, было бы неотвратимо. Следует добиться того, чтобы никакой высокопоставленный чиновник не смог уйти от ответственности, просто протянув инспектору соответствующий документ. Нужно, чтобы молодые люди, сдающие экзамен на права, ни при каких обстоятельствах не могли бы их купить. Необходимо обучение правовым знаниям. И самое главное – власть и общество должны двигаться навстречу друг другу. Иначе будет очень сложно гарантировать, что какие бы то ни было меры приведут к положительному результату.

В России сейчас, к сожалению, проблема пьянства за рулем рассматривается лишь с одной стороны, и все действия властей направлены на ужесточение наказания. Готовящийся законопроект значительно ужесточает ответственность за вождение в нетрезвом виде. Предполагается увеличение штрафа в денежном выражении. За повторное пьяное вождение автовладелец может быть лишен свободы. Рассматривается также возможность конфискации автомобиля. Но исторический опыт показывает, что запретительные меры не дают длительного положительного результата. Да, в какой-то момент ситуация может ненадолго улучшиться, но потом все вернется на свои места. И мы это уже проходили в 80-х, вспомните «сухой закон». Борьба с нетрезвыми водителями требует комплексного подхода, включающего в себя серьезную реорганизацию всей правоохранительной системы, честное судопроизводство, изменение системы взаимоотношений общества и власти, чтобы эти отношения выстраивались на основе доверия и уважения.

Как говорится: лечить надо не отдельную часть тела, а весь организм в целом.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту